Теория
АНАРХО-КОММУНИЗМ
П.КРОПОТКИНА
Русский революционер, ученый и мыслитель Петр Алексеевич Кропоткин
считается признанным основоположником направления общественной мысли,
получившего
название анархо-коммунизм. В отличии от своего знаменитого предшественника
М.А.Бакунина, основное внимание уделявшего уничтожающей критике
государства и религии и вопросам социальной революции, Петр Кропоткин
в своих работах
<Хлеб и воля>, <Современная наука и анархия> и др., представил
разработанную модель общественного устройства на основе безгосударственного
коммунизма - сочетания индивидуальной свободы и социального равенства.
Несмотря на
прошедшее со времен публикации <Хлеба и воли> и других работ
Кропоткина
время, высказанные в них идеи не теряют своей актуальности.
Довольство
для всех
В
центр своего рассмотрения Петр Кропоткин поместил удовлетворение
человеческих потребностей, пойдя тем самым на разрыв с господствовавшей
тогда в политической экономии линией, ориентированной на рассмотрение
производства. В отличии от буржуазных экономистов, Кропоткин видел
производство не целью, а средством для решения главной задачи -
удовлетворения человеческих потребностей. Если большинство представителей
политэкономии исходило из утверждения, что при существующем экономическом
строе производится гораздо больше благ, чем необходимо для благосостояния
всех, то Кропоткин пришел к выводу, что в действительности производится
гораздо меньше, чем необходимо для удовлетворения человеческих
потребностей.
В этом непосредственно виновата капиталистическая система, концентирующая
<все> в руках немногих и лишающая большинство людей элементарных
благ.
Кропоткин отмечает, что все, что дает человеку возможность производить
и
повышать производительность, в силу обстоятельств было захвачено небольшой
горстью, образовавшей привилегированный класс и подчинивших все общество
своей воле. Поскольку же в действительности <все принадлежит всем>,
справедливым является требование довольства для всех. Но привилегированная
верхушка, захватившая все в свою собственность, нисколько не
заинтересована в довольстве для всех и постоянно сокращает производство,
чтобы повысить
цены и таким образом еще больше увеличить свое благосостояние.
Для того же, чтобы довольство для всех стало не красивым лозунгом,
а
реальностью, необходимо коренное переустройство общества и организация
его
хозяйственной жизни на совершенно других принципах. Только когда все
богатства перестанут считаться частной собственностью и будут
обобществлены, довольство для всех станет реальностью. Кропоткин подчеркивает
разницу
между требованием <права на довольство> и <права на труд>.
Если право на
довольство - это право жить по человечески, то право на труд - право
оставаться наемным рабом.
Довольство для всех, по мнению Кропоткина, достижимо только путем
экспроприации - возврата обществу того, что принадлежит ему по праву.
Но
такая задача, как правильно отмечает Кропоткин, не может быть решена
законодательным путем. Для ее реализации может быть только один путь
-
путь социальной революции.
Общая собственность на средства производства неизбежно приведет к
пользованию продуктами общего труда сообща. По мнению Кропоткина,
рациональная организация хозяйственной жизни будет опираться на
уничтожение наемного труда и ликвидацию разделения труда. В отличии
от буржуазных
экономистов, Кропоткин не выделяет более и менее <полезного для
общества>
труда. Труд равноценен и его разделение на <простой> и <квалифицированный>
должно быть преодолено.
<Производить с наименьшей возможной тратой человеческих сил наибольшую
сумму продуктов> - это, по убеждению Кропоткина, станет главной
задачей
анархо-коммунистического общества. Чем больше и с меньшей затратой
сил
будет производиться благ, тем легче будет удовлетворять человеческие
потребности.
<От каждого по его индивидуальным способностям, каждому - по его
индивидуальным потребностям> - вот принцип организации производства
и
распределения в анархо-коммунистическом обществе.
Никакой
власти - никому
Кропоткин
отмечает, что покончить с эксплуатацией человека человеком и
ликвидировать частную собственность можно только при условии уничтожения
господства человека над человеком - то есть государства. Общество,
покончившее с частной собственностью и государством будет
руководствоваться принципами анархического коммунизма. Принципиальный
антиэтатизм,
анархическое отрицание государства, кардинальным образом отличает
кропоткинскую модель общественного устройства от других, пусть даже
крайне
радикальных и коммунистических. Кропоткин прямо подчеркивает, что
анархизм
приводит к коммунизму, а коммунизм - к анархизму. Коммунизм Кропоткина
-
синтез свободы экономической и политической. Невозможно разрушить
существующую форму собственности, не введя вместе с тем и нового строя
политической жизни. Справедливость этого утверждения наглядно
продемонстрировал опыт десятилетий т.н. <реального социализма>
в Советском
Союзе, Китае и странах Восточной Европы.
Точно также, как общество, сохранившее частную собственность, будет
неизбежно возвращаться к государству как к инструменту защиты этой
собственности, так и общество, не ликвидировавшее государственный
аппарат,
не уничтожит до конца эксплуатацию - просто частная собственность
на
средства производства будет заменена государственной, а работники
наемного
труда как эксплуатировались прежде капиталистами, так и будут
эксплуатироваться, только уже государством в лице бюрократической
прослойки, номенклатуры. Чтобы этого не случилось, необходимо одновременно
с
ниспровержением капитализма ликвидировать и государство - главного
врага
свободы.
Кропоткин был сторонником децентрализации общества, его федеративного
устройства. Анархо-коммунистическое общество он представлял как вольные
федерации общин и самоуправляющихся регионов - коммун. В таком обществе
ликвидировались все аппараты государственного насилия и принуждения,
а
функции обороны и поддержания порядка возлагались на добровольные
ополчения
граждан.
Отрицая любой переходный период к коммунистическому обществу (диктатуру
пролетариата и т.п.), Кропоткин видел в стремлениях сохранить якобы
<на
время> государство и после революции банальную жажду власти, которую
все
эти авторитарные <коммунисты> стремились оправдать уверениями
в <невозможности
безвластного общества>, в <утопичности анархизма> и т.п.
История показала
правоту суждений Кропоткина - все <революционные партии> сразу
после
прихода к власти устанавливали такую диктатуру, по сравнению с которой
даже
буржуазно-капиталистическая система казалась <раем на земле>.
Продемонстрировала история и то, что безгосударственное устройство
общества - отнюдь не утопия, доказательства чему - хотя бы вольная
республика махновцев в Гуляй-Поле или рабочие коммуны провинции Арагон
в
годы Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Конечно, идея безвластия
в
этих социально-революционных экспериментах была реализована не до
конца,
но и не могло быть по другому в условиях, когда маленькие островки
свободы
оказывались со всех сторон окружены злобными и ненавидящими свободу
врагами.
И сегодня, когда обществу внушают, что есть всего два пути - либо
сталинизм и фашистская диктатура, либо - мало чем отличающаяся диктатура
буржуазная,
анархо-коммунисты заявляют, что есть еще и третий путь - путь освобождения
личности от гнета государства и капитализма, путь борьбы за свободное
и
справедливое безвластное общество.
|